Кодекс Республики Казахстан
«О здоровье народа и системе здравоохранения»
от 7 июля 2020 года № 360-VI ЗРК
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.01.2023 г.)
Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 76. Гарантия обеспечения прав в области здравоохранения1. Государство гарантирует гражданам Республики Казахстан:
1) равный доступ к медицинской помощи;
2) качество медицинской помощи;
3) качество лекарственного обеспечения;
4) доступность, эффективность и безопасность лекарственных средств;
5) проведение мероприятий по профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни и здорового питания;
6) свободу репродуктивного выбора, охрану репродуктивного здоровья и соблюдение репродуктивных прав;
7) санитарно-эпидемиологическое благополучие.
2. Республика Казахстан гарантирует гражданам Республики Казахстан защиту от любых форм дискриминации и стигматизации, обусловленных наличием у них каких-либо заболеваний и состояний.
Статья 77. Права граждан Республики Казахстан1. Граждане Республики Казахстан имеют право на:
1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
2) обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования;
3) свободный выбор врача и медицинской организации;
4) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
5) дополнительную медицинскую помощь сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования за счет собственных средств, средств организаций, системы добровольного медицинского страхования и иных источников в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) получение медицинских и иных услуг на платной основе;
7) получение медицинской помощи за пределами Республики Казахстан за счет бюджетных средств при наличии показаний в порядке, определяемом уполномоченным органом;
8) получение и предоставление соответствующих документов, удостоверяющих факт временной нетрудоспособности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
9) безвозмездное и регулярное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача в пределах их компетенции достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения заболевания и медицинской реабилитации, клинических исследованиях, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние среды обитания, условия труда, быта и отдыха, здоровом питании и безопасности пищевых продуктов;
10) получение от государственных органов, независимых экспертных организаций и субъектов в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий информации о безопасности, эффективности и качестве реализуемых лекарственных средств, медицинских изделий;
11) защиту сведений, составляющих тайну медицинского работника;
12) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании им медицинской помощи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
13) защиту своих прав и законных интересов в области охраны здоровья в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
14) обжалование действий (бездействия) медицинских и фармацевтических работников в порядке, установленном законами Республики Казахстан;
15) ходатайство в вышестоящие органы о привлечении независимых экспертов в случае несогласия с выводами государственной медицинской экспертизы;
16) добровольное волеизъявление о возможности выступить в качестве донора;
17) дачу волеизъявления о согласии либо отказе на изъятие у них после смерти тканей (части ткани) и (или) органов (части органа) в целях трансплантации в порядке, определенном настоящим Кодексом;
18) дачу информированного согласия или отказа на лечение и проведение других медицинских вмешательств, в том числе профилактических прививок;
19) сооплату;
20) получение обезболивания при лечении хронических неизлечимых заболеваний;
21) получение в доступной форме информации о состоянии здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, диагнозе и о прогнозе заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи;
22) получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на них негативное влияние, включая информацию о профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическом благополучии, состоянии окружающей среды, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции, товаров и услуг;
23) иные права в соответствии с законами Республики Казахстан.
1-1. Лица с ограниченными возможностями (лица с инвалидностью) имеют право на первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения.
2. Женщины имеют право решать вопрос о материнстве и свободного выбора современных методов предупреждения нежелательной беременности в целях планирования семьи и охраны своего здоровья.
Право граждан на охрану материнства обеспечивается:
1) проведением медицинских осмотров, динамическим наблюдением и оздоровлением женщин репродуктивного возраста;
2) лечением по медицинским показаниям основных заболеваний, непосредственно влияющих на репродуктивное здоровье женщин и здоровье ребенка, при поступлении в стационар по уходу за больным ребенком.
Статья 80. Обязанности граждан Республики КазахстанГраждане Республики Казахстан обязаны:
1) заботиться о сохранении своего здоровья, нести солидарную ответственность за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья;
2) уплачивать взносы на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»;
3) проходить профилактические медицинские осмотры, скрининговые исследования;
4) выполнять относящиеся к индивидуальному и общественному здоровью назначения медицинских работников;
5) принимать участие в процессе управления собственным здоровьем, в том числе в программах управления хроническими заболеваниями при их наличии, быть заинтересованными в получении информации о заболевании и методах его лечения, возможных рисках и осложнениях;
6) сообщать медицинским работникам об индивидуальных особенностях своего организма;
7) соблюдать меры предосторожности по охране собственного здоровья и здоровья окружающих, проходить обследование и лечение по требованию субъектов здравоохранения, информировать медицинский персонал о наличии у них инфекционных и иных заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
8) соблюдать законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения.
В случае уклонения от обследования и лечения граждане Республики Казахстан, больные заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, за исключением ВИЧ-инфекции, подвергаются освидетельствованию и лечению в принудительном порядке в соответствии с настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
Приложение к приказу
Министр здравоохранения
Республики Казахстан
от 23 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-319/2020
Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Кодекс чести медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан (далее – Кодекс чести) разработан в соответствии с
пунктом 2 статьи 274 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения".
2. Кодекс чести представляет собой свод общих принципов и морально-этических норм медицинских и фармацевтических работников Республики Казахстан.
3. Медицинские и фармацевтические работники соблюдают положения настоящего Кодекса чести при осуществлении профессиональной деятельности и для корпоративной культуры.
Глава 2. Этические принципы и требования к медицинским и фармацевтическим работникам
4. Медицинские и фармацевтические работники при выполнении своих должностных обязанностей руководствуются следующими принципами:
1) беспристрастность;
2) честность и объективность;
3) порядочность;
4) профессиональная компетентность;
5) безупречное поведение;
6) лояльность;
7) конфиденциальность информации;
8) гуманность;
9) независимость.
5. В своей деятельности медицинский и фармацевтический работник:
1) добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает трудовую дисциплину, рационально и эффективно использует свое рабочее время;
2) соответствует высоким моральным и нравственным критериям, соблюдает установленные законами Республики Казахстан ограничения и запреты;
3) руководствуется современными методами и технологиями лечения с доказанной клинической эффективностью;
4) непрерывно совершенствует свои профессиональные знания, навыки, компетенции и профессионализм;
5) не совершает действий или бездействий, способных дискредитировать высокое звание медицинского и фармацевтического работника Республики Казахстан;
6) противостоит проявлениям коррупции;
7) не допускает использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
8) не допускает совершения проступков и правонарушений, за которые законом предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная ответственность;
9) не допускает использования служебного положения для решения вопросов личного характера, не допускет рекламу медицинских изделий и фактов принятия подарков, услуг от физических и юридических лиц в связи с выполнением служебных обязанностей;
10) личным примером способствует созданию устойчивой морально-психологической обстановки и соблюдению в коллективе принципов корпоративной этики и безопасности;
11) способствует укреплению доверия граждан к системе здравоохранения Республики Казахстан;
12) способствует соблюдению норм Кодекса чести.
6. В отношениях с пациентами медицинские и фармацевтические работники:
1) не подвергают какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам;
2) относятся с уважением к личной жизни пациента и права на конфиденциальность;
3) принимают решения исключительно в интересах пациента;
4) оказывают в рамках профессиональной деятельности медицинскую помощь нуждающемуся независимо от места и времени его нахождения;
5) разъясняют принципы солидарной ответственности за охрану собственного здоровья.
7. В отношениях с коллегами медицинские и фармацевтические работники:
1) соблюдают деловой этикет и правила официального поведения;
2) не допускают конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации или авторитету коллег и организации.
8. В случае возникновения конфликтной ситуации медицинский или фармацевтический работник обсуждает проблему конфликта с непосредственным руководителем для принятия соответствующих мер.
9. При предъявлении необоснованного публичного обвинения в коррупционных проявлениях медицинский или фармацевтический работник принимает меры по его опровержению в месячный срок со дня обнаружения такого обвинения.